Форум о собаках "Сахарная косточка"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум о собаках "Сахарная косточка" » Советы по дрессировке » План-конспект для проведения занятий с группой.


План-конспект для проведения занятий с группой.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Тема 1. Выработка у собак навыка ходить рядом с дрессировщиком. Цели. 1. Ознакомить обучаемых со специальным инвентарем, применяемым при дрессировке собак. 2. Показать, а затем тренировать обучаемых правильно осуществлять методические приемы (технику) выработки навыка у животных. 3. Вырабатывать у собак навык передвигаться рядом с дрессировщиком по команде "рядом".
Время. 3 часа.
Место занятий. Дрессировочная площадка клуба служебного собаководства.
Материальное обеспечение. Подготовить полный комплект специального инвентаря, применяемого при дрессировке собак, и показную собаку. Каждому дрессировщику иметь поводки, цепь, сумку с лакомством.
Метод. Практический показ и упражнение обучаемых с собаками.
Литература. Служебное собаководство. М.: ДОСААФ, 1991. С. 252 - 254.

Ход занятий.
1. Объявить темы и цели занятия, раскрыть последовательность работы (5 минут),
2. Показать поочередно все предметы, составляющие специальный инвентарь, применяемый при общей и специальной дрессировке собак, рассказать о его назначении. Показать, как правильно пользоваться инвентарем, давать лакомство собаке. Провести тренировку обучаемых людей по этим вопросам и подаче команд с различной интонацией (35 минут).
3. Опрашивая обучаемых, напомнить технику выработки навыка у собаки на команду "Рядом" (15 минут).
4. Перерыв 10 минут.
5. Опытный дрессировщик с обученной собакой по элементам демонстрирует технику выработки навыка у собаки на команду "Рядом". Демонстрацию сопровождать краткими пояснениями, ответить на вопросы обучаемых. Затем перейти к показу последовательного усложнения навыка: выработка навыка на жест, движение в различном темпе, остановки, повороты на месте и в движении, движение без поводка (20 минут).
6. Тренировка обучаемых подавать команду "рядом" и производить рывок поводком согласованно с поощрением словом "хорошо", лакомством и поглаживанием. Вначале эти упражнения выполняются без собак, которых следует привязывать за забор или другие предметы, прикрепляя поводок на высоте 60-70 см. Инструктор лично проверяет действия каждого дрессировщика и добивается правильного выполнения упражнения (25 минут).
7. Перерыв, выгуливание собак 10 минут.
8. Практическая работа обучаемых с собаками по выработке навыка на команду "Рядом". Дрессировщики движутся друг за другом на расстоянии 5-7 м по кругу (или указать направление). Инструктор находится в центре и внимательно наблюдает за действиями обучаемых, делает необходимые замечания дрессировщикам, допускающим неточности или ошибки. Каждое очередное упражнение нужно повторять через 2 - 3 минуты движения с собакой. Общее количество упражнений на занятиях - 10 - 12.
9. Подвести итоги занятия и дать домашнее задание:
- выработку навыка на команду "Рядом" осуществлять при движении на занятия и обратно;
- чередовать упражнения не чаще, чем через 3 - 4 минуты движения (общее количество упражнений - не более 15);
- ежедневно в утреннее и вечернее время проделывать по 10-12 упражнений, повторять упражнения через каждые 2 - 3 минуты (15 минут),

Руководитель занятия                   (подпись)

Можно по теме 1 провести два 2-часовых занятия. Первое - без собак, второе - сначала без собаки, а затем приступить к выработке у собаки навыка на команду.

2

Тема 2. Выработка у собак навыка переходить в свободное состояние.
Цели. 1. Показать, а затем тренировать обучаемых правильно, осуществлять методические приемы (технику) выработки навыка.
2. Вырабатывать у собак навык переходить в свободное состояние по команде и жесту "Гуляй".
3. Проверить правильность действий дрессировщиков при работе с животными и степень проявления навыка у собак на команду "Рядом". Дать обучаемым индивидуальные задания на усложнение данного навыка.
Время. 2 часа.
Место занятий. Дрессировочная площадка клуба служебного собаководства (либо указать другой участок местности ;
Материальное обеспечение. 1. Подготовить показную собаку. 2. Каждому дрессировщику иметь комплект необходимого спецснаряжения для собак, лакомство.
Метод. Практический показ и тренировка обучаемых с собаками.
Литература. Служебное собаководство. М.: ДОСААФ, 1991.. С. 248 - 249. Клуб служебного собаководства. М,: ДОСААФ, 1979. С., 19 - 84, 90 - 101.

Ход занятий
1. Объявление темы и целей занятия (5 минут).
2. Практический показ техники выработки навыка у собаки на команду и жест "Гуляй". Показывает специально подготовленный помощник или руководитель занятий со своей собакой по элементам. Демонстрация сопровождается краткими объяснениями.
Затем проводится краткий разбор действий дрессировщика, особое внимание обращается на правильность подачи команды и жеста, действия поводком. Обучаемые должны внимательно наблюдать за движениями собаки и за тем, как заканчивает дрессировщик упражнение (подкрепление безусловными раздражителями).
Далее нужно проверить умение двух-трех дрессировщиков выполнять действия по выработке у собаки показанного навыка в присутствии учебной группы. Привлечь обучаемых к разбору и оценке действий каждого дрессировщика в отдельности, дать характеристику положительных действий и допущенных недочетов. Подвести итог обсуждению и дать советы по обеспечению правильных действий и предупреждению отмеченных ошибок (25 минут).
3. Специально подготовленный помощник демонстрирует последовательное усложнение навыка, в частности, выработку навыка отдельно на команду "Гуляй" и отдельно на жест при отвлекающих раздражителях, выгуливание без поводка. Демонстрация сопровождается краткими пояснениями и ответами на вопросы обучаемых.
Определяется конкретный участок местности для работы с собакой каждому дрессировщику в отдельности; устанавливается режим дрессировки: 8 - 10 упражнений с промежутками между ними 2 - 3 минуты (15 минут).
4. Перерыв 15 минут.
5. Практическая работа обучаемых по выработке у собак навыка на команду "Гуляй" и жест. Инструктор поочередно подходит и проверяет практические действия каждого дрессировщика и оказывает необходимую помощь, делает для себя краткие пометки в записной книжке о работе обучаемых.
Подведение итогов практической работы дрессировщиков с разбором положительных и отрицательных действий каждого обучаемого и поведения его собаки. Конкретные советы по устранению недочетов, развитию и закреплению положительных моментов в дрессировке собак по выработке данного навыка (30 минут).
6. Проверка правильности действий дрессировщиков и степени проявления навыка у собак на команду "Рядом" (20 минут).
7. Подвести общий итог занятий и дать домашнее задание на неделю:
- каждому дрессировщику, с учетом особенностей его действий на данном занятии и индивидуальных особенностей поведения его собаки, степени проявления у нее рефлекса на команду "Гуляй", в течение недели ежедневно в утреннее и вечернее время продолжать работу по дрессировке - по 8 - 10 упражнений (до 20 - 25 упражнений в день) с промежутками между упражнениями 3 - 4 минуты;
- определить индивидуальные задания дрессировщикам на работу по усложнению выработки навыка ходить рядом с дрессировщиком (выработка навыка на жест, движение в разном темпе, усложнение условий); навык ходить рядом с дрессировщиком совершенствовать при движении на занятия и обратно (10 минут).

Руководитель занятия                     (подпись)

3

Тема 3. Выработка у собак навыка подходить к дрессировщику.
Цели. 1. Показать, а затем тренировать обучаемых правильно выполнять действия (приемы) при отработке у собак навыка.
2. Вырабатывать у дрессируемых собак навык подходить к дрессировщику по команде "Ко мне". Дрессировку проводить в сочетании и на основе навыка на команду "Гуляй".
3. Проверить действия дрессировщиков при работе с животными и степень проявления навыков у собак на команды "Рядом", "Гуляй".
Время. 2 часа.
Место занятия. Дрессировочная площадка клуба служебного, собаководства.
Материальное обеспечение. 1. Подготовить показную собаку. 2. Каждому дрессировщику иметь комплект специального снаряжения для собаки и лакомство.
Метод. Практический показ и упражнение обучаемых с собаками.
Литература. Служебное собаководство. М.:ДОСААФ, 1991. С. 249251. Клуб служебного собаководства, М.: ДОСААФ, 1979. С 79-84; 90 - 101.

Ход занятий
1. Объявление темы и целей занятия (5 минут).
2. Практический показ техники выработки навыка у собаки на команду "Ко мне", сопровождаемый кратким объяснением. Для показа привлекается специально подготовленный помощник со своей собакой. Затем проводится краткий разбор приемов (действий), применяемых дрессировщиком. Обращается внимание обучаемых на действия поводком, порядок поощрения лакомством, способ активизации движений собаки, использование навыка на команду "Гуляй". Поочередно привлекаются два-три обучаемых с собаками к исполнению показанных действий. Остальные наблюдают, а затем принимают участие в обсуждении действий дрессировщиков указывая на положительные моменты и недостатки. Подводится итог разбора действий дрессировщиков и даются необходимые советы, вытекающие из характера практических действий обучаемых (30 минут).
3. Практический показ последовательных усложнений при выработке навыка подхода к дрессировщику, в сочетании с другими навыками, (на команды, "Сидеть", "Лежать" и др.), проявление навыка отдельно на жест и команду в сложных условиях. Демонстрация на показной собаке указанного навыка в полном объеме, в сочетании, с выработкой и совершенствованием других общедисциплинарных навыков ориентирует обучаемых, на конечный результат, к которому должны стремиться дрессировщики в ходе дальнейшей работы (15 минут).
4. Перерыв 15 минут.
5. Тренировка обучаемых в исполнении запланированных, приемов на участках местности, указанных каждому из них. Режим работы - 10 упражнений с промежутками в 2 - 3 минуты. Инструктор поочередно подходит и проверяет практические действия каждого дрессировщика и оказывает необходимую помощь, добиваясь полного устранения недочетов. Одновременно проверяется уровень выработки навыка на команду "Гуляй". Отдельные действия каждого дрессировщика и поведение собак заносятся инструктором в записную книжку (30 минут).
6. Проверяется степень проявления у собак навыка ходить рядом с дрессировщиком с учетом индивидуального задания, данного на предыдущем занятии, и определяются усложнения, которые следует вводить индивидуально каждому дрессировщику (выработка навыка на жест, движение в разном темпе и др.) (15 минут).
7. Подведение итогов практической работы дрессировщиков с собаками. Обращается внимание на выявленные успехи и недочеты, даются необходимые советы. Дается домашнее задание на неделю по выработке и совершенствованию навыка у собак на команды "Ко мне", "Гуляй". Режим работы: 8 - 10 упражнений утром и в вечернее время ежедневно, с перерывом между упражнениями 2 - 4 дня. Навык ходить рядом с дрессировщиком совершенствовать, в основном, при движении на занятия и обратно согласно с индивидуальными заданиями (10 минут).

Литература. Служебное собаководство. М.: ДОСААФ, 1991. С. 254 - 259. Клуб служебного собаководства. М.: ДОСААФ, 1979. С. 79 - 84; 90 - 101.

Руководитель занятий                    (подпись)

4

На очередном занятии нужно приступить к выработке у собаки навыка садиться в необходимом сочетании с навыками переходить в свободное состояние, подходить к дрессировщику, ходить рядом с дрессировщиком. В практической работе по дрессировке следует опираться на теоретические знания психофизиологических основ поведения собаки и техники дрессировки.

На все занятия нужно составлять поурочный план обучения, разработанный на весь период подготовки обучаемых в соответствии с программой и целями дрессировки собак (выработка общедисциплинарных навыков, дрессировка к определенной службе).

Поурочный план дрессировки предусматривает последовательность и взаимозависимость всех навыков, которые предстоит выработать у собак за предусмотренное программой учебное время. В нем отражается и последовательность ввода усложнений каждого навыка в отдельности. На каждое практическое занятие планируется выработка, как правило, одного основного навыка в необходимом сочетании с некоторыми уже выработанными навыками или продолжается их усложнение и совершенствование. Устанавливается режим упражнений. Можно включать и выработку некоторых специальных навыков, например, после приучения собаки подносить предметы подключать выработку специального навыка выборку (опознание) предмета по заданному запаху.

Продолжение поурочного плана по выработке общедисциплинарных навыков является поурочный план занятий по дрессировке собак к определенному виду службы. К разработке поурочных планов по дрессировке собак нужно привлекать опытных специалистов.

На основе поурочного плана составляется расписание занятий. Кроме того, преподаватель должен составить развернутый, подробный план-конспект по каждой теме с учетом конкретных данных о каждом дрессировщике и особенностей поведения его собаки, степени ее надрессированности. И на основе этих данных индивидуализировать режим упражнений, степень усложнений вырабатываемых навыков, материальное обеспечение занятий и т.п. Домашнее задание также следует устанавливать каждому дрессировщику индивидуально.

Источник: М.М.Укроженко


Вы здесь » Форум о собаках "Сахарная косточка" » Советы по дрессировке » План-конспект для проведения занятий с группой.