Вводные замечания.

     Главный парадокс, который приводит людей на дрессировочную площадку таков: «Моя собака не хочет делать что-либо (защищать, подходить по команде, и пр.) хотя, должна это делать. А вот то, что она не должна делать, она делает. Почему - это происходит?».

Разрешается этот парадокс просто: «Собака ничего никому не «должна». Завоюйте её любовь, своим честным отношением к ней.

Приняв ответственное решение приобрести и дрессировать собаку, Вы обязаны, прежде всего, обратиться за помощью и прийти на занятия к профессиональному кинологу (желательно, с первых дней приобретения собаки) для занятий в группе или индивидуальных тренировок.

Данное пособие - всего лишь «памятка начинающему дрессировшику-любителю», и предназначено для самостоятельной работы тех, кто получает начальные навыки дрессировки в нашем клубе и совершенствует их самостоятельно, периодически посещая (вместе с собакой) занятия в клубе, и исправляя по указанию и под наблюдением тренера-кинолога, неизбежные ошибки «домашней дрессировки».

Использовать данное пособие «как учебник» можно лишь предполагая параллельные занятия под руководством специалиста.

Ведь все понимают, что спортивные занятия, например, единоборствами должны проводиться под присмотром-руководством тренера, который бесчисленное количество раз поправит Ваши ошибки, которые Вы «и так знаете», но нечёткое их исправление может стоить Вам здоровья и даже - жизни.

Так же и в дрессировке собак, Вы и собака - постепенно становитесь дружной «стаей-семьёй» которая противостоит внешней (зачастую недружелюбной) среде, охотится в ней, оберегает членов стаи, охраняет своё жилище и защищает потомство. В свою стаю Вы можете принять новичков или прогнать чужаков, в своей стае Вы формируете естественную иерархию отношений, определяя обязанности каждого и приоритеты действий, главным из которых является исполнение воли Вожака стаи, которым Вы обязаны стать, приняв на себя всю ответственность за её существование и благополучие.

Именно в стае-семье, сублимируется древнейший зоосоциальный инстинкт, благодаря которому собаки и люди тысячи поколений вместе выживали во враждебном им мире, вместе охотились и защищались от врагов. Именно в стае-семье, по мере её развития, проявления этого инстинкта (при соответствующей коррекции) помогут сформировать такое отношение к Вам (как к Вожаку стаи), при котором собака, защищая стаю и любимого вожака, вступит в противоборство с любыми врагами (и, если надо, отдаст жизнь не задумываясь) и с такой же охотой будет исполнять самые обычные, «бытовые» команды.

Правильно выстроить (или исправить) отношения в Вашей новой стае-семье поможет Вам тренер-кинолог.

В нашем клубе мы используем индивидуальный подход к каждой собаке. А это значит - мы используем индивидуальный подход к каждой стае-семье. Т.е. не только к собаке, но и к человеку-хозяину, будущему Вожаку стаи, и, по возможности, к его окружению - к другим членам семьи, родственникам и друзьям, т.е. к другим «рядовым членам стаи».

    Приступая к самостоятельным занятиям.

     Для быстрого достижения положительного эффекта от дрессировки, первая неделя занятий должна быть очень интенсивной. Надо сочетать ежедневные (или почти ежедневные) занятия под руководством инструктора с самостоятельной работой. Такой темп необходим для того, чтобы побыстрее выработать у хозяина начальные навыки дрессировки. Если, всё "идёт - как надо", то, начиная со второй недели занятий можно посещать дрессировочную площадку дважды в неделю, отрабатывая «комплексы ОКД» под наблюдением тренера-кинолога, желательно во время групповых занятий.

В принципе, если у хозяина собаки есть время, возможность, желание и терпение, можно интенсивно заниматься самостоятельной работой, посещая площадку один раз в неделю. И лишь при достижение определённого «мастерства дрессировки», можно перейти к режиму, когда посещение дрессировочной площадки может стать нерегулярным, но, всё равно необходимым: для "работы над ошибками", под контролем инструктора.

Так или иначе, но закрепление навыков всегда предполагает ежедневную самостоятельную работу (в перерывах между посещениями занятий у инструктора).

    Теперь дадим определения базовым понятиям.

     Что такое дрессировка? Дрессировка - это совокупность постоянных воздействий на организм собаки внешних и внутренних раздражителей с целью добиться от неё требуемого навыка. И довести этот навык до автоматизма.

Тренировка - это поддержание отработанных навыков в рабочем состоянии.

Тренер-кинолог (синонимы: инструктор-кинолог, профессиональный кинолог) - человек, профессионально занимающийся дрессировкой собак.

Цель дрессировки - сделать собаку управляемой при различных раздражителях, влияющих на её нервную систему. Хозяин должен быть самым сильным раздражителем для собаки; это достигается упорной ежедневной дрессировкой и тренировкой при участии всех членов семьи (они не должны мешать или "портить").

    Виды, способы и программы дрессировки.

     Существует несколько способов дрессировки, которые применяют в зависимости от сложившихся жизненных обстоятельств:

- На дрессировочных площадках
- Частным инструктором с выездом на дом (индивидуально)
- Дрессировка с передержкой (отдать на воспитание дрессировщику)
- Самостоятельно

Наилучший способ это - регулярные индивидуальные занятия под руководством инструктора-кинолога на территории с наименьшим числом раздражителей.

Но, несмотря на различие этих способов, всё равно, их старт - одинаков (кроме случаев полностью самостоятельной дрессировки): инструктор вначале сам работает с собакой, затем передаёт навыки владельцу, постепенно делая из него дрессировщика «начального уровня».

В зависимости от требуемого результата различают следующие основные курсы:

- ВД (Воспитательная Дрессировка для щенков)
- УС (Управляемая собака)
- УГС (Управляемая городская собака)
- ОКД (Общий Курс Дрессировки)
- ЗКС (Защитно-Караульная Служба)

Специализированные программы дрессировки:

- Охрана детей
- Охрана квартиры
- Охрана гаража, машины
- Охрана загородного дома
- Охрана подворья
- Охрана хозяйственных территорий

В любом случае, дрессировка начинается с момента приобретения собаки. До 4-х месяцев все приёмы выполняются ненавязчиво, в игре. После 4-х месяцев с помощью дрессировщика приёмы выполняются на выдержку. Перед началом занятий собаку выгуливают не менее 20 минут. На площадке для дрессировки выгул запрещён. До начала дрессировки собаку не кормят: - если собака младше 6-ти месяцев - 4 часа. - если собака старше 6-ти месяцев - 6 часов.

С момента начала выгула, уже идёт процесс дрессировки, и всё внимание человека и собаки должно быть направлено друг на друга, контакта с посторонними следует избегать.

    Кому из членов семьи лучше всего заниматься дрессировкой собаки?

     Дрессировать лучше всего тому, кто больше сможет уделить внимания для общения своему другу. Далее, после отработки "главным хозяином" и собакой базовых навыков совместного поведения, правильных способов подачи и исполнения команд, а также методов контроля, он передает свой опыт остальным членам семьи.

Желательно сразу после первых занятий передавать свои отработанные навыки близкому "другу стаи-семьи", который сможет экстренно заместить вас в случае внезапного отъезда. Тем самым, собака не останется в состоянии стресса после вашего внезапного и непонятного для неё отъезда.

    Как относиться к дрессировке собак?

     К воспитанию собаки - нужно относиться как к воспитанию собственного ребёнка. Ведь первоначальное и главное условия успешного взаимодействия с собакой: собака (как и ребёнок) должна быть желанной для всех членов семьи. Иначе - обязательно произойдёт непоправимая беда, и не тешьте себя иллюзиями, что она Вас обойдёт стороной! Ведь Вы заводите нового члена семьи, именно так!

Следовательно, завести собаку - всё равно, что родить ребёнка.

Теперь (см. ниже) - конкретно, для того, кто это (см. выше) понял и занимается.

    О Контакте.

     Первостепенную важность в дрессировке имеет достижение контакта с собакой, т.е. такого уровня взаимодействия, когда собака начинает осознавать, что Вы понимаете её потребности и заинтересованы в их удовлетворении, а она - начинает понимать Ваши.

    Способы достижения и развития контакта с собакой.

     Игра хозяина и собаки.

Главный метод достижения контакта предельно прост в понимании, но чрезвычайно сложен в практической реализации. Главный метод достижения контакта хозяина и собаки - игра. Именно в игре хозяина с собакой формируется 90 процентов контакта. А всё остальное взаимодействие привносит лишь 10 процентов.

Как же достигается в игре контакт хозяина с собакой?

В игре удовлетворяется потребность животного двигаться, кусать, обонять, осязать; вообще, совокупно рефлектировать по-своему, по-собачьи, отражая этот мир и взаимодействуя с ним.

Гигиенические процедуры.

Обязательные гигиенические процедуры, такие как, ежедневный уход за шерстью, ушами, глазами, носом, тоже можно считать средством развития контакта и производить их таким образом, чтобы они воспринимались не как "суровая необходимость", а дрессировочный процесс, в котором есть и приятные стороны. Например, процесс расчесывания, при котором поглаживание и массаж сопровождаются пощрительной интонацией "сопутствующей речи".
Вообще: в "совместной жизни" с собакой - нет места брезгливости и ханжеству.

Прогулки.

Важное значение для благоприятного развития контакта имеют длительные прогулки по незнакомым местам.

Их следует проводить с периодичностью хотя бы раз в неделю и продолжительностью не менее 2 часов.

Во время этих прогулок, среди новых, незнакомых раздражителей (потенциальных опасностей) восприятие собаки инстинктивно обострено, и, внимание к сигналам, исходящим от хозяина - повышено.

Всё вокруг - чужое, враждебное.

Из знакомых раздражителей, лишь один - хозяин, со знакомым запахом, с тем же ласковым и добрым отношением к своей собаке.

Кормление и дача лакомства.

Для достижения положительного контакта используются такие ежедневные действия как дача корма или лакомства, когда эти процессы тоже превращаются в элементы естественной, полезной и приятной дрессировки.
(Лакомство - такой вид корма, который собака ест охотно, даже будучи сытой.)

Оглаживание и другие виды физической ласки.

Оглаживание и другие виды физической ласки, также - естественные средства достижения контакта.
Нельзя оглаживать голову собаки, во избежание нежелательной связи с лаской и торможением образования условного рефлекса. (Отвлекается собака...)

Предметы для игры.

Предметы для игры из окружающей среды, покупные игрушки и специальные приспособления, а также спортивные снаряды подбираются дрессировщиком с учётом возраста собаки, породы, а также - конкретного вида дрессировки.

Игры с чужими собаками.

Игра с чужими собаками, а также с другими животными - недопустима до полного вакцинирования и формирования иммунитета. Обычно это возраст 3,5 месяца, по исполнению которого нужно начинать дрессировать собаку.

Игра с посторонними собакам на выгуле - не должна превышать по времени третьей части взаимодействия с хозяином. Чужие собаки, которые допускаются к игре с Вашей собакой, должны быть всегда слабее Вашей.
Нельзя допускать подавления.

Хозяева чужих собак должны быть воспитаны в первую очередь.
Не гуляйте, не дружите с кем попало.

Интонации используемые для контакта с собакой.

1. Приказная интонация.

Сопровождается механическим воздействием через поводок и нажатием ладонью на очаг возбуждения данной команды. Очаги возбуждения: круп, холка, живот, грудь.

Особенно часто приходится применять воздействие на переднюю часть груди. Передняя часть груди - место концентрации чувствительных рецепторов, другими словами - эрогенная зона, поэтому и поощрительное воздействие при оглаживании собаки в этой области - весьма эффективно.

2. Угрожающая интонация.

Угрожающая интонация сопровождается более сильным воздействием поводка, и обжигающим» шлепком на очаг возбуждения.

3. Поощрительная интонация.

Поощрительная интонация применяется только при правильных действиях собаки.
И только после полностью правильно выполненного, законченного приёма.
При поощрении собаки иногда допускается очеловечивание» (мы поощряем собаку приятными словами - «молодец», «хорошая», «умница» и т.п.).

Команда, подаваемая собаке, всегда произноситься с достаточной громкостью (но, не «криком», если ситуация не экстремальна), медленно и чётко - «по-слогам».

Главное правило подачи команд.

Команда произносится один раз и не повторяется.
В качестве «усилителя команды» нужно использовать механическое воздействие (рывок) в направлении действия команды, через три секунды (не раньше!) после произнесения команды.
Т.е. мы помогаем собаке "соориентироваться" …

Собака живёт «по командам" дрессировщика.

Без команды она имеет право только проявлять агрессию на провокацию со стороны посторонних.
Т.е. без команды может (имеет право и должна) предупредить хозяина лаем, рычанием о приближающемся объекте и ждать дальнейших сигналов (либо, команд дресировшика, либо, если их нет, - в зависимости от развития ситуации…).
В случае ситуации нападения на хозяина, либо явной угрозы нападения, - собака принимает решение самостоятельно - и действует по отработанной схеме - как её учили.

Виды провокации со стороны «нехороших людей» («злоумышленников»):
- Повышенная интонация разговора в сторону хозяина.
- Резкое движение в сторону хозяина и его семьи.
- Резкое движение вблизи хозяина.
- Размахивание конечностями в непосредственной близости от хозяина.
- Демонстрация различных предметов около хозяина.

(Т.к. возможен вариант нападения на хозяина с использованием подручных предметов - замах стулом, палкой, и.т.п. …)
Собаки декоративных и охотничьих видов без команды имеют право рычать и лаять и бежать к хозяину с целью привлечь его внимание к потенциальной опасности.
Они должны быть обучены убегать к хозяину при попытке посторонних лиц установить контакт с ними.
(Этот навык нужно сформировать, для того чтобы избежать кражи собаки, нанесения травм, или попыток отвлечь для нападения на хозяина.)

Снаряжение для дрессировки.

Снаряжение для дрессировки - те предметы, которые надо сложить в сумку и взять с собой, на ежедневную прогулку/дрессировку.

- Сумка для снаряжения.
- Поводок длиной - 10 метров.
- Поводок длиной - 3 метров.
- Поводок длиной - 1,5 метра (водилка).

Примечание:
Поводок для собаки является "продолжением руки хозяина".
Поводком нельзя: наказывать собаку (бить, пугать и т.п.), играть с собакой.
Собаке тоже запрещается (командой "фу") самостоятельно начинать игру с поводком или хватать зубами поводок в знак протеста против выполнения требуемых команд (т.к. схватить зубами поводок - то же самое что и схватить зубами хозяина за руку).
Управлять без поводка можно только при полной уверенности, что приём будет выполнен по первой команде.

- Ошейник кожаный.
- Ошейник металлический «строгий».
- Шлейка.
- Намордник (надеть перед выходом).
- Аппортировочные предметы.

Примечание:
Тряпичные игрушки или просто толстые тряпки, специальные аппортировочные "гантели", куски толстого каната, мячики, ухватка (Отдельно для дома, отдельно для улицы. Аппортировочные предметы, предназначенные для для игры на улице, нельзя давать собаке для игры в доме.)

- Поясная сумочка для лакомства.
- Лакомство.

Примечание:
Цель - не накормить, а подкрепить команду, которую мы отрабатываем с собакой в данный момент.

Бывают случаи, когда агрессия неуместна, т.е. собака лает на внезапно появившегося человека «когда это не надо делать». Но, собака проявляет себя в этот момент как защитник. Поэтому её нельзя наказывать, но нужно оказать воздействие, переведя её внимание на исполнение другой, «отвлекающей команды», например, команд: «ле-жать» или «си-деть», «ко-мне» или «рядом».

Основные команды, применяемые при дрессировке собак.

Кличка.

Произношение клички (именно) хозяином должно привлечь внимание собаки и отвлечь её от любых ,даже самых интересных занятий, после произнесения которой она должна обратить внимание на хозяина и двигаться в его сторону.

Команды управления:
«Ко-мне» - собака быстро, весело, «автоматически» бежит к хозяину, завершая приём усадкой возле хозяина.
«Ря-дом» - собака двигается либо находится у левой ноги хозяина.
«Си-деть»
«Ле-жать»
«Сто-ять» - выдержка в данных положения до 2 минут - отлично.
«Пол-зи»
«Го-лос»
«Ап-порт»
«Дай»
«Дер-жи»
«Слу-шай»
«Впе-рёд»
«Ти-ше» - замедление темпа движения
«Барь-ер»
«Фас»
«Гу-ляй»
«Мес-то» - различается в вариантах:
- на привязи
- на чужой территории
- в машине
- в городской квартире
- в частном доме
- в вольере

«На-мес-то»
«На-морд-ник»

Команды запрещения:

«Фу» - команда категорического запрещения (с сопутствующим воздействием - рывок поводком), например, собака подбирает (ест) грязь, грызёт мебель, ставит лапы на людей, хватает зубами за одежду и руки и т.д.

«Нельзя» - команда временного запрещения, применяется, например, при попытках неуместной игры, взятия игрушки без команды хозяина, попытках принятия пищи без команды, попытках проявления нежелательной агрессии.

Главное правило подачи команд.

Команда произносится один раз и не повторяется. В качестве «усилителя команды» нужно использовать механическое воздействие (рывок) в направлении действия команды, через три секунды (не раньше!) после произнесения команды.

Раздел: Недоверие к посторонним.

Недоверие к посторонним развивается с момента приобретения щенка.
Нельзя разрешать посторонним оглаживать щенка (и вообще - нельзя дотрагиваться до чужой собаки(!)), давать «прикормки», ласково выражать восхищение «вашей замечательной собакой».

Родственникам и друзьям, которые с вами не проживают, но посещают вас, категорически запрещается играть роль «друга вашей собаки», но можно быть «своими», обязательно соблюдая Ваше требование - не вступать с собакой в контакт. Если требование трудно выполнить, надо ограничить контакт с ней, вплоть до полной изоляции в другом помещении.
Не желательно, чтобы собака видела процесс пересечения «чужаком» границы Вашей территории (квартиры, дома, участка, машины). Нужно оставить собаку в состоянии настороженности.

О контактах с посторонними во время выгула.

Как уже отмечалось, с момента начала выгула уже идёт процесс дрессировки, и всё внимание человека и собаки должно быть направлено друг на друга, контакта с посторонними следует избегать. (Собака служит тем, с кем непосредственно живёт.) … Следует избегать собак, которые своим поведением подавляют Вашу собаку.
Не допускать обнюхивания посторонних.
Не приближаться на расстояние ~ ближе 3 метров к посторонним.
Недоверие к посторонним всегда желательно, но при проявлении агрессии собаку отвлекают командой из общего курса.

… Отношения детей и Вашей собаки друг к другу должны поддерживаются дружескими.

Вы, т.е. вожак, должны следить за игрой ребёнка и собаки и в случае появления признаков доминантного поведения жёстко подавлять их малейшие проявления. Но, искусственно не ограничивать контакт ребёнка с собакой.
Наоборот, поощрять контакты и направлять выплеск энергии с обеих сторон на игровые упражнения, подготовительные к отработке дрессировочных команд.

Режим дня собак.

Утро. Выгул (не менее 1 часа).
        Завтрак (половина дневного рациона).
День. Выгул (не менее 1 часа).
Вечер. Второе кормление        (не позднее 19-00, половина дневного рациона).
Выгул (не менее 1 часа).

Выгул должен быть активным.
Занятия по отработке правильного исполнения команд должны сочетаться с играми.
Играть - только на выгуле.
В квартире играть категорически запрещено.